О том, что с Голливудом творится что-то неладное, заговорили уже не только завистливые иностранцы, но и сами деятели американского кинематографа. Новые проекты «фабрики звезд» напоминают скорее нечто среднее между маразмом и деградацией
«Киноиндустрия США пережила худший январь за последние 20 лет». На прошлой неделе эта весть вихрем пронеслась по всем мировым СМИ, не оставив в стороне ни британский «Телеграф», ни французский «Монд», ни челябинский «Вестник». Причин столь нездорового интереса к цифрам американского бокс-офиса несколько, причем банальное желание поглумиться над зарвавшимся Голливудом — лишь одна из них. Важная, конечно, но не ключевая.
А все дело в том, что Америка — и это ни для кого не секрет — была и остается единственной в мире страной, способной производить фильмы как для внутреннего потребления, так и на экспорт. И то направление, в котором она движется, касается всех, кто делает кино не только по велению души. В секторе коммерческого кино Америке действительно нет равных, ибо все способы «честного отъема денег у населения» местные кинобоссы знают назубок. Поэтому любой сбой в системе — а «худший январь за последние 20 лет» иначе как сбоем не назовешь — не может остаться незамеченным. Тем более что при внимательном рассмотрении становится ясно: этот сбой не случайность, это — важный симптом.
Чтобы поставить диагноз американскому кинематографу, можно ограничиться и беглым знакомством с его историей болезни. Начнем с того, что январский коллапс напрямую связан с грядущей раздачей «Оскаров». В преддверии важнейшего кинособытия года в прокат выбросили большую партию номинантов — фильмов, конечно, хороших, но явно не кассовых. Система эта, впрочем, отработана годами, и ничто не предвещало беды. Если бы не одно но. Дабы не нарушить прокатный баланс, в противовес потенциальным оскаровским лауреатам обычно выставляют тяжелую артиллерию — в прошлом году, к примеру, эту роль играл «Аватар». Блокбастеров такого уровня на этот раз даже близко не оказалось. А вот фильмов с порядковыми номерами два, три, четыре и пять вдруг стало значительно больше. Результат легко прогнозируем: зрители разочарованно переключились на сериалы, а специалисты, на всякий случай сверившись со статистикой, объявили 2011-й годом сиквелов. В ближайшем будущем, если верить им на слово, всяческих продолжений выйдет не менее 26, что есть абсолютный мировой рекорд.
Но если результат такой политики кажется слишком очевидным для дальнейшего обсуждения, то ее причины заслуживают более детального анализа. С одной стороны, все предельно просто. К популярным франшизам в Голливуде всегда относились с телячьей нежностью, не упуская ни малейшей возможности заработать, — тот же «Гарри Поттер» отнюдь не случайно раздвоился уже под самый занавес. С другой стороны, американцам неплохо удавалось соблюдать некий баланс сил. Перекос в чистую коммерцию, конечно, существовал испокон веков, но 26 сиквелов лишь в ближайшее время — это явный перебор. От этой цифры даже Джеймсу Кэмерону стало немного не по себе. В своем очередном интервью передовик американской киноиндустрии обрушился на коллег по цеху с резкой критикой. Пространным заявлением о том, что франшизы становятся все более кошмарными, режиссер не ограничился. Он настойчиво развивал мысль о том, что Голливуд деградирует, причем стремительно и необратимо. А подводя финальную черту, обмолвился, что тотальное отсутствие интересных идей заставляет продюсеров в отчаянии экранизировать настольные игры.